Замок располагается всего в 28 километрах от столицы Чехии, красавицы Праги. Величественное строение встает перед глазами туристов на фоне стремительно бегущей реки Бероунка, и словно хочет рассказать им о золотом веке королей, когда эти стены видели сокровища империи и корону святого Вацлава. Находились эти дары в часовне Креста, да и сама она покоряла всех богатым убранством и бесценной галереей картин.
Сама архитектура здания напоминает Иерусалимский храм, а в 1348 году здесь пражским архиепископом Арноштом из Пардубиц был заложен первый камень по приказу короля Карла IV, желающего создать для себя святыню реликвий Бога. Новый дворец так понравился императору, что он перебрался сюда, еще до полного окончания строительных работ. Надо отметить, что он лично контролировал отделочные работы и давал советы по интерьеру залов. Здание строилось по проекту известного французского архитектора Матье Аррасского.
В исторический архитектурный ансамбль входят: так называемая Большая башня, размером 25 х 17 м. и толщиной стен в 4 м., замок, Марианская башня с костелом. А чуть пониже располагается другой дворец.
Архитектурными шедеврами четырнадцатого столетия являются: храм Девы Марии с уникальными росписями стен; капелла Екатерины с витражами в стиле готики и облицовкой стен из полудрагоценных камней; Крестовая капелла, в которой изображены пророки и святые, изображенные известным живописцем Теодориком.
Несколько ярусов ведут гостей через храм императора и Марианскую башню, а дальше можно увидеть глубокий (80 м.) колодец, после чего сокровищница встретит во всей красе. Здесь жили правители страны и хранили реликвии Рима, но во времена гуситских войн их вывезли за границу. В 1427 г. гуситы в течение семи месяцев осады не смогли взять штурмом мощные стены твердыни. Но шведам в 1436 г. удалось пройти к часовне, в результате чего она была разрушена, а ценности победители забрали с собой. Священные регалии были возвращены лишь в 1619 г.
В пятнадцатом столетии замок возродили в готическом стиле с ренессансными элементами, но потом для него вновь наступили мрачные дни и только в восемнадцатом веке таинственное очарование этого уголка привлекло к себе императора Франца I. И не зря, во время ремонта, было найдено много драгоценностей.
В 1887 - 1899 годах реконструкцию проводилась под руководством Ф. Шмидта и Й. Моцкера, и новый облик архитектурного шедевра можно увидеть и в наши дни. Но внешний вид замка был сильно изменен, а при реставрации использовался цемент. Из-за этого ЮНЕСКО не вносит замок в список Всемирного наследия.
Туристы проходят в зал восковых фигур и там их встречают манекены многих великих людей разных эпох вместе с призрачными душами, а потом их ждет калейдоскоп с полной панорамой страны и самых ценных сокровищ. Средневековые мастера покажут гостям свои работы и жилища, а глядя на такие диковинки трудно поверить в то, что это манекены, грозно смотрит на людей палач и комната пыток демонстрирует свои экспонаты. Король вместе с его женами тоже является персонажем музея, но вот уже наступает время, когда Рудольф с алхимиками искали секрет философского камня. Во время экскурсии можно увидеть Наполеона и Швейка, а последним героем стал Чех, благословляющий свой народ.
Следующим любопытным уголком станет музей Бетлемов, где можно долгое время провести среди барочных стен здания священника, а затем полюбоваться огромным механическим вертепом с озвучкой всех событий. После него деревянные фигурки разных эпох сменяются ароматами рождественской выпечки и выставкой вина, а дальше довольные гости отправляются в дом часов, чтобы совершить неспешную прогулку между раритетами истории. Конечно, не обошлось без походов по Большой башне и залу аудиенций, где королевский трон стоит в тени окон, портреты предков Карла смотрят со стен, и даже столовые приборы поражают готическими темами.
Личные покои монарха сохранили скульптуру Катерины вместе с алтарем, побывавшим с ним во многих сражениях, а дальше туристы смогут осмотреть уникальные сокровища и старинное оружие. Легенды также поведают о слепом музыканте и его собаке. Во время пира слуга князя решил отравить хозяина, но тот передал свой кубок с вином музыканты за чудесную музыку. Собака спасла музыканта от смерти, покушение не состоялось, но от горя бедняга быстро ушел вслед за верным другом.
Оправдывая свое название, этот замок будто на крыльях возносится над лесистыми альпийскими вершинами. Для романтиков Нойшваншайн («новый лебединый камень») — воплощенный германский миф, ожившая легенда. И, разумеется, главный символ Баварии.